В учебу с головой: как новые технологии меняют образование

Павел Борченко
Павел Борченко
управляющий директор ROBIN и SL Soft AI
Еще не так давно онлайн-образование казалось чем-то экзотическим – в 2015 г. количество россиян, прошедших хотя бы один онлайн-курс на образовательных платформах, составляло всего 500 000 человек (0,3% от населения страны), отмечалось в одном из первых аналитических докладов о рынке онлайн-образования от компаний Coursera, «Открытое образование» и «Лекториум». В 2021 г., по данным «Нетологии», дополнительное образование онлайн получили 18 млн человек, фактически каждый восьмой житель России, и эта цифра впервые превысила количество обучающихся традиционными методами (12 млн человек). Онлайн-обучение из экзотики стало обыденностью.
«Сфера образования, которая традиционно считается довольно консервативной, сегодня приспосабливается к жизни в условиях высокой неопределенности и постоянных изменений. В этих условиях особую важность приобретает умение вовремя заметить набирающие силу тенденции, соизмерить их со своими целями и ресурсами, адаптировать свою стратегию», – писала заведующая лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ Диана Королева в предисловии к исследованию «Мировые тренды образования в российском контексте».
«Некоторые опросы и мнение экспертов уже показывают, что страна, которая активно использует современные технологии, практически бесплатно получает выгоду примерно в районе 7% ВВП, что на самом деле чрезвычайно много. Если система образования не использует такие технологии, студенты не тренируются работе с ними, а преподавателям не объясняют, как это правильно преподавать, то страна проиграет мировую гонку за интеллектуальное лидерство», – говорит ректор университета «Иннополис» Александр Тормасов.
Роботы учат и принимают экзамены
По данным Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ ВШЭ), первостепенное внимание в научно-технологической повестке уделяется образовательным роботам.
По оценке Grand View Research, в ближайшие несколько лет глобальный рынок образовательных роботов будет расти ежегодно почти на 25% и достигнет к 2030 г. $5,5 млрд против $1,18 млрд в 2023 г. При этом на сегмент высшего образования приходилась в 2022 г. самая высокая доля рынка образовательных роботов – более 40%, зато самые высокие среднегодовые темпы роста внедрения роботов покажет начальная школа – 26,5% до 2030 г. Это связано с растущей популярностью образования на основе естественных наук, технологий, инженерии, искусства и математики (STEAM) для детей в возрасте до 10 лет, отмечают исследователи.
По словам Павла Борченко, главы продуктового направления программных роботов Robin компании SL Soft, образовательные роботы применяются в трех основных областях. Первая – это роботизация задач. Речь идет не только о снятии с преподавателей рутинных действий, связанных с оценкой работ учащихся и выдачей обратной связи по выполненным заданиям, но и о новых возможностях в оценке прогресса учащихся: роботы анализируют множественные установленные цели для студентов и автоматически отслеживают прогресс их достижения. Следующее направление – это роботизация самого процесса обучения. Роботы могут предоставить принципиально новые интерактивные и вовлекающие способы обучения, например игровые и симуляционные активности. И третье направление – персонализация обучения. Интеллектуальные роботы могут использовать данные для адаптации обучения под индивидуальные потребности учащихся или требования работодателя (в случае корпоративного обучения).
Полный материал можно прочитать по ссылке
по любому вопросу