В учебу с головой: как новые технологии меняют образование

  • avatar

    Павел Борченко

    Павел Борченко

    управляющий директор ROBIN и SL Soft AI

  • Источник Ведомости

    Еще не так давно онлайн-образование казалось чем-то экзотическим – в 2015 г. количество россиян, прошедших хотя бы один онлайн-курс на образовательных платформах, составляло всего 500 000 человек (0,3% от населения страны), отмечалось в одном из первых аналитических докладов о рынке онлайн-образования от компаний Coursera, «Открытое образование» и «Лекториум». В 2021 г., по данным «Нетологии», дополнительное образование онлайн получили 18 млн человек, фактически каждый восьмой житель России, и эта цифра впервые превысила количество обучающихся традиционными методами (12 млн человек). Онлайн-обучение из экзотики стало обыденностью.

    «Сфера образования, которая традиционно считается довольно консервативной, сегодня приспосабливается к жизни в условиях высокой неопределенности и постоянных изменений. В этих условиях особую важность приобретает умение вовремя заметить набирающие силу тенденции, соизмерить их со своими целями и ресурсами, адаптировать свою стратегию», – писала заведующая лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ Диана Королева в предисловии к исследованию «Мировые тренды образования в российском контексте».

    «Некоторые опросы и мнение экспертов уже показывают, что страна, которая активно использует современные технологии, практически бесплатно получает выгоду примерно в районе 7% ВВП, что на самом деле чрезвычайно много. Если система образования не использует такие технологии, студенты не тренируются работе с ними, а преподавателям не объясняют, как это правильно преподавать, то страна проиграет мировую гонку за интеллектуальное лидерство», – говорит ректор университета «Иннополис» Александр Тормасов.


    Роботы учат и принимают экзамены 

    По данным Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ ВШЭ), первостепенное внимание в научно-технологической повестке уделяется образовательным роботам.

    По оценке Grand View Research, в ближайшие несколько лет глобальный рынок образовательных роботов будет расти ежегодно почти на 25% и достигнет к 2030 г. $5,5 млрд против $1,18 млрд в 2023 г. При этом на сегмент высшего образования приходилась в 2022 г. самая высокая доля рынка образовательных роботов – более 40%, зато самые высокие среднегодовые темпы роста внедрения роботов покажет начальная школа – 26,5% до 2030 г. Это связано с растущей популярностью образования на основе естественных наук, технологий, инженерии, искусства и математики (STEAM) для детей в возрасте до 10 лет, отмечают исследователи.

    По словам Павла Борченко, главы продуктового направления программных роботов Robin компании SL Soft, образовательные роботы применяются в трех основных областях. Первая – это роботизация задач. Речь идет не только о снятии с преподавателей рутинных действий, связанных с оценкой работ учащихся и выдачей обратной связи по выполненным заданиям, но и о новых возможностях в оценке прогресса учащихся: роботы анализируют множественные установленные цели для студентов и автоматически отслеживают прогресс их достижения. Следующее направление – это роботизация самого процесса обучения. Роботы могут предоставить принципиально новые интерактивные и вовлекающие способы обучения, например игровые и симуляционные активности. И третье направление – персонализация обучения. Интеллектуальные роботы могут использовать данные для адаптации обучения под индивидуальные потребности учащихся или требования работодателя (в случае корпоративного обучения).


    Полный материал можно прочитать по ссылке

    Платформа ROBIN

    Первая импортозамещающая
    российская RPA-платформа

    image
    новости и публикации
    gradient
    На связи с вами — 
    по любому вопросу