Роботизируй это. Как бизнесу подступиться к RPA
Павел Борченко
Павел Борченко
управляющий директор ROBIN
Программные роботы берут на себя множество рутинных задач: формируют бухгалтерские отчёты и акты, оформляют на работу сотрудников, обрабатывают данные и обращения в службу поддержки. Для крупного бизнеса это возможность освободить команду от однотипных повторяющихся операций и повысить производительность.
Каким компаниям обязательно нужно присмотреться к этим технологиям? Как таких роботов разрабатывать и по каким метрикам оценивать их эффективность? Рассказывает Павел Борченко, управляющий директор ROBIN компании SL Soft.
Кому нужно внедрять RPA?
Одна из главных сложностей при внедрении RPA (robotic process automation — роботизированная оптимизация процессов) — определить на начальном этапе, насколько роботы будут полезны бизнесу.Вот ключевые факторы, которые помогут понять, нужна ли компании роботизация:
- наличие множества повторяющихся рутинных процессов, которые требуют монотонной работы;
- планируемое или уже осуществляемое масштабирование бизнес-процессов с потребностью в новых кадрах;
- необходимость поддержания высокого уровня клиентского сервиса;
- наличие множества процессов по распознаванию документов и извлечению из них данных;
- невозможность решения задач с использованием традиционной автоматизации.
При внедрении инструментов для роботизации процессов иногда создают центр компетенции RPA (RPA CoE). Он помогает оптимизировать и масштабировать автоматизацию во всех отделах компании, поэтому в появлении такой структуры особенно заинтересованы корпорации. Бизнес, в котором автономно используются несколько роботов для отдельных процессов, скорее всего, не будет испытывать в нём потребности.
Одна из основных функций RPA CoE — централизованный мониторинг возврата инвестиций и повышение осведомлённости и квалификации среди конечных пользователей.
Чек-лист для бизнеса
Как понять, нужно ли бизнесу внедрять RPA? Если вы ответили «да» на три и более пунктов, то компании это необходимо.- В штате от 100 сотрудников.
- Компания имеет множество отделов: бухгалтерию, HR, отделы техподдержки, продаж, отдел закупок и сбыта, юридический отдел и т. д.
- У предприятия есть собственный ИТ-отдел.
- В бизнесе есть рутинные процессы, которые на первый взгляд невозможно автоматизировать. Например, сотрудники используют в работе несколько программ, тратя время на ввод и перенос данных из одной системы в другую.
- В компании часто растягиваются сроки, так как часть времени отнимает рутина.
- Сотрудники допускают ошибки из-за человеческого фактора.
- У бизнеса есть ярко выраженная сезонность, когда нагрузка на отделы возрастает. Иногда компания вынуждена нанимать дополнительный персонал.
- Вы считаете, что все бизнес-процессы уже автоматизированы.
- Вы задумывались о доработках информационных систем, но бюджет на это ограничен.
- У компании есть устаревшие программы, но она не может от них отказаться, так как бизнес-процесс с ними «как-то» работает.
Где брать RPA-решения?
Раньше рынок RPA был фрагментированным, и компании разрабатывали роботов с нуля. Технология была дорогостоящей и сложной для внедрения.Сейчас появились экосистемы программных роботов, ориентированных на корпоративный рынок. Они позволяют бизнесу переходить от точечных решений к масштабному развёртыванию на уровне всего предприятия.
Экосистемы создаются в соответствии с корпоративными стандартами и управляются из единого центра. Их приоритет — безопасность, включая защиту от утечек информации на уровне отдельного рабочего места и всей системы. Такие решения востребованы у корпораций с высоким уровнем зрелости процессов роботизации.
Кроме того, на рынке появились облачные маркетплейсы готовых программных роботов. Это быстрый и экономичный путь роботизации бизнес-процессов, реализуемый за счёт готового каталога роботов и инструментов для управления правами и доступом.
Большинство современных RPA-платформ используют low-code- и no-code-подходы к разработке. У них есть как преимущества, так и недостатки.
Преимущества:
- готовые блоки упрощают создание программных роботов и дают возможность работать без знания кода;
- в них есть визуальные среды разработки, которые облегчают интеграцию с другими инструментами и сервисами;
- они повышают эффективность коммуникаций между ИТ и бизнес-подразделениями.
Недостатки:
- имеют ограничения по кастомизации и настройке шаблонов и компонентов;
- не рассчитаны на высоконагруженные сервисы и сложные технические решения.
При внедрении RPA в крупном бизнесе компании часто берут у вендоров доступ к платформе, а автоматизацию реализуют силами своей ИТ-команды. Такой подход сокращает расходы на программную роботизацию.
Как оценивать эффективность роботизации?
Оценка эффективности RPA включает несколько основных аспектов.Количество освобождённых штатных единиц (Full-Time Equivalent, FTE). Эта метрика показывает, сколько сотрудников заменяет один робот на полный рабочий день. Например, RPA-решение обрабатывает 100 документов в день, а специалист — только 10.
Возврат инвестиций. По нашим подсчётам, внедрение RPA окупается за 8—12 месяцев. Если этот срок превышает 1,5 года, возможно, бизнесу нужна не роботизация, а реинжиниринг процессов.
Снижение рисков. RPA должны минимизировать человеческий фактор и количество ошибок, поэтому оценивать эффект внедрения технологий необходимо и с точки зрения риск-менеджмента.
При оценке эффективности RPA важно учитывать, что результат их работы может зависеть от сторонних причин. Например, от собственной ИТ-инфраструктуры бизнеса, в которой время отклика интерфейса выше ожидаемого или количество ошибок слишком велико.
А при выборе конкретной RPA-платформы бизнесу прежде всего необходимо смотреть на такие критерии: удобство для пользователя, функциональность, кроссплатформенность и безопасность.
Источник
по любому вопросу