Обеспечение вузов инфраструктурой за счет бизнеса не решит вопрос с ИТ-кадрами в полном объеме

  • avatar
  • Источник ComNews

    30% ву­зов нуж­дают­ся в фи­нан­си­рова­нии на но­вое обо­рудо­вании и сов­ре­мен­ную ин­фраструк­ту­ру. Иг­ро­ки рын­ка счи­тают, что бес­плат­ная пе­реда­ча прог­рам­мно­го обес­пе­чения или обо­рудо­вания воп­рос с ИТ-кад­ра­ми не ре­шит.

    На площадке международного мультимедийного пресс-центра "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция на тему: "Эпоха нейросетей: какие профессии будут востребованы через пять лет?". Спикеры считают, что в течение вышеупомянутого периода времени вузы будут продвигать программу междисциплинарности, обучая студентов на одну специальность, параллельно преподавая разные для них сферы знаний. Директор института русского языка Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы Анжела Должикова сообщила, что высшая школа предприняла огромные усилия за последние четыре года по трансформации образовательных программ. "Высшее образование старается успеть за рынком труда. Мы отстаем. Нас критикуют, но мы сильно стараемся", - сказала она. 

    Аккредитованный эксперт научно-технической сферы министерства науки и высшего образования РФ Анатолий Царегородцев сообщил корреспонденту ComNews, что в России 70% вузов понимают и практикуют программы междисциплинарности, а 30% вузов не используют эту программу, так как нуждаются в финансировании (в новом оборудовании и современной инфраструктуре). 

    В качестве решения недостающих ресурсов для вузов эксперт предложил два варианта: 

    1. Финансирование за счет бизнеса. 

    2. Объединение с ведущими вузами в домашнем регионе для создания единого центра обучения. 

    HR-директор разработчика российских бизнес-приложений для государственных и корпоративных заказчиков SL Soft (ГК Softline) Мария Григорович считает, что такая помощь не сможет на 100% решить вопрос с ИТ-кадрами. "Мы понимаем острый дефицит кадров и видим, что вузы не успевают за потребностями рынка, поскольку рынок развивается намного быстрее. Использование искусственного интеллекта и онлайн-ресурсов уже помогают в обучении, но таких специалистов, которые глубоко понимают эту область, не очень много. Компании, сталкиваясь с дефицитом, вкладываются в образовательные программы совместно с вузами и самостоятельно доучивают кандидатов и сотрудников. Однако это не решает проблему полностью, и нам нужно продолжать развивать комплексный подход к подготовке специалистов", - сказала она. 

    Глава комитета по информатизации образования АРПП "Отечественный софт" Анастасия Горелова отметила, что бесплатная передача программного обеспечения или оборудования вопрос с кадрами не решит: его надо использовать и учиться применять. "Мы запустили проект по стажировкам на базе Самарского государственного университета: в этом проекте участвовали и наши инженеры, и преподаватели вуза. В связке мы получили неплохой результат и наняли выпускников этой программы стажировки на работу. Но потом поняли, что тиражировать и делать проект масштабным мы пока не готовы. Качественная работа в любом случае требует вовлечения наших сотрудников, и реализовать этот проект по всей стране одномоментно мы пока не можем", - сообщила она. 

    Руководитель направления обучения компании-разработчика российской СУБД Postgres Professional Дарья Рисухина рассказала о том, что "ООО Постгрес Профессиональный" заинтересовано в активной работе с образовательными организациями, чтобы те могли обеспечить уровень подготовки специалистов, соответствующий потребностям работодателей: "Компания бесплатно предоставляет в средние специальные и высшие учебные заведения академическую лицензию СУБД Postgres Pro Standard. Таким образом, у студентов есть возможность на практике изучать самую востребованную СУБД в стране". 

    Дарья Рисухина обратила внимание на то, что еще одна серьезная проблема, которую обсуждает ИТ-сообщество – дефицит практикующих преподавателей, в связи с чем крайне мало внедряется современных подходов к обучению. "Поэтому сложно утверждать, что вместе с качественной инфраструктурой одновременно появятся специалисты, которые смогут на ней обучать", - считает она. 

    Генеральный директор "Рексофт Консалтинг" Андрей Скорочкин рассказал о том, что с точки зрения помощи вузам от бизнеса первична интеллектуальная помощь от действующих экспертов из компаний, когда они могут инвестировать в сотрудничество знания и поделится опытом, так как во многом классическая проблема образования – отставание учебных программ от текущих реалий бизнеса. "Например, "Рексофт Консалтинг" стал одним из бизнес-партнеров Центрального Университета, работающий по международной STEM-модели (Science, Technology, Engineering, Mathematics), объединяющей естественные и инженерные науки. В ходе лекций специалисты "Рексофт Консалтинг" делают акцент на реальные бизнес-кейсы. Мы делимся со студентами ценным практическим опытом в рамках лекционных и семинарских занятий, которые подготовят будущих выпускников к началу их карьерного пути. В рамках этого направления "Рексофт Консалтинг" планирует варьировать форматы обучения: эксперты компании будут проводить гостевые лекции, помогать в разработке учебных программ, а также организовывать для студентов коллаборации в текущих консалтинговых проектах компании", - упомянул Андрей Скорочкин. 

    Мария Григорович согласна с тем, что все больше и больше востребована междисциплинарность: "Например, в математических дисциплинах самые большие открытия теперь происходят на стыке с медициной и биологией, где использование искусственного интеллекта играет ключевую роль. Также HR-специалисты и менеджеры по работе с персоналом, которые работают в ИТ, глубоко погружены в эту область. Бизнес-аналитики должны хорошо понимать предметную область заказчика, будь то ритейл, промышленность или финансы. Такое междисциплинарное взаимодействие помогает более эффективно решать задачи и разрабатывать инновационные решения".

    новости и публикации
    gradient
    На связи с вами — 
    по любому вопросу