Реформа системы воинского учета: как автоматизация отчетности поможет работодателям избежать штрафов
Процесс формирования реестра
Реформа проходит в несколько этапов:
Первый: загрузка сведений о военнообязанных в единый государственный реестр воинского учета, настройка сервисов уведомлений и установление порядка обеспечения информационного взаимодействия с работодателями.
Второй: с ноября 2024 года идет аттестация системы Минобороны по требованиям защиты информации, тестирование взаимодействия со СМЭВ и ввод в опытную эксплуатацию.
Формирование и правила ведения реестра воинского учета, включая сроки предоставления сведений о гражданах, утверждены правительством РФ.
Кроме того, новый реестр интегрируется с федеральной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг», что позволит автоматически формировать в личном кабинете госуслуг уведомления о вносимых изменениях при актуализации сведений в перечне воинского учета.
Обязанности работодателей
Поставщиками сведений о военнообязанных для заполнения данных в реестре выступают различные государственные организации и органы власти — МВД, ФНС, СФР, суды и Минобрнауки. Информацию также обязаны передавать организации и сами военнообязанные сотрудники (при личной явке в военкомат или в электронной форме).
Компаниям необходимо организовать отдельное делопроизводство по воинскому учету, в том числе по переписке с военкоматами.
Работодатели или ответственные за военный учет должностные лица обязаны:
- осуществлять сверку документов воинского учета и своевременно предоставлять актуализированные сведения военкоматам;
- проводить мобилизационные мероприятия — оповещать и бронировать работников;
- направлять в военкомат сведения о компании и сотрудниках, необходимые для ведения воинского учета, лично или с использованием портала госуслуг, включая следующие данные:
- место работы;
- категория и наименование работодателя;
- идентификационный номер налогоплательщика работодателя;
- ОГРН или ОГРНИП работодателя;
- адрес организации/ИП и адрес фактического места осуществления деятельности работодателя (при наличии);
- статус работодателя;
- сведения о работе сотрудника в обособленном подразделении работодателя и его тип;
- адрес/место нахождения обособленного подразделения работодателя;
- дата приема на работу/увольнения;
- должность;
- сведения о нахождении в отпуске по уходу за ребенком, дата его начала/завершения.
Помимо этого, в учетные документы, предоставляемые в комиссариаты, необходимо вносить сведения о поступлении/увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету, а также об изменении их семейного положения, образования, должности и структурного подразделения, места жительства или пребывания, состояния здоровья. Сообщать об этом работодатели обязаны в пятидневный срок. Кроме того, в компании должны быть списки сотрудников, которые подлежат первоначальной постановке на воинский учет и пребывают в запасе, а также план по ведению такого учета и бронированию граждан.
При приеме на работу нового специалиста HR обязан проверить штамп в паспорте на странице 13, а также документы воинского учета. Затем — оформить карточку по форме 10 и уведомить комиссариат о начале трудовой деятельности военнообязанного в течение пяти календарных дней с даты приема. Помимо этого, HR должны информировать сотрудников под подпись об обязанностях работодателя по ведению воинского учета.
Ответственность и штрафы
С обновлением условий формирования реестра установлены новые административные штрафы за нарушения в области воинского учета. Ответственность ложится как на должностных, так и на юридических лиц в случае, если работодатели или ответственные за военно-учетную работу:
- несвоевременно отправляют списки;
- не оповещают о вызовах по повесткам;
- не предоставляют данные о приеме/увольнении военнообязанного гражданина или изменении учетной информации сотрудников.
Причем военные комиссары вправе выписать штраф в течение трех лет со дня, когда было совершено нарушение, а денежное взыскание для юридических лиц может достигать 500 тысяч рублей.
Преимущества автоматизации воинского учета
Воинский учет — трудоемкий процесс: необходимо вести личные карточки работников, контролировать состав и актуальность данных и вовремя направлять сведения в военкомат. Отчеты сдаются в течение всего года, при этом единой формы этого документа пока нет. У каждого военкомата — свои требования, которые периодически обновляются. Несоблюдение правил учета грозит штрафом. Кроме того, за нарушения законодательства о воинской обязанности предусмотрена уголовная ответственность. Снизить вероятность штрафов и избежать ошибок помогает автоматизация процесса воинского учета.
Основное требование к информационным ресурсам — возможность формировать отчеты и обеспечивать полные и достоверные данные, которые определяют количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных ресурсов.
Введение Единого электронного реестра воинского учета призвано упростить процесс учета военнообязанных граждан в России и сделать его более эффективными. Автоматизация и интеграция с государственными системами позволят повысить точность данных и снизить вероятность ошибок. Однако работодателям предстоит адаптироваться к новым требованиям, что потребует пересмотра бизнес-процессов и усиления контроля за соблюдением правил.
Читайте статью по ссылке.
по любому вопросу