Общее к частному

Георгий Подбуцкий
Георгий Подбуцкий
коммерческий директор
О перераспределении и новой стратегии на рынке экосистем рассказал коммерческий директор Георгий Подбуцкий.
В 2022 году и начале 2023 года рынок цифровых экосистем в России претерпел серьезные изменения. События прошлого года усложнили работу банковских экосистем, но не поменяли общую логику развития рынка: продолжился рост числа игроков, количества пользователей, и увеличилось разнообразие сервисов, поскольку отечественные экосистемы начали активно замещать ушедшие с рынка зарубежные. Наибольшее преимущество в развитии, по мнению экспертов, получили экосистемы, которые придерживались политики открытости партнерствам и эффективной стратегии развития как в части потребительских сервисов, так и оказания услуг бизнесу.
В связи с событиями в 2022 году на российском рынке экосистем началась масштабная трансформация. «Яндекс» и VK закрыли сделку по обмену проектами в сфере контента и доставки еды. По ее условиям новым владельцем сервисов «Новости» и «Дзен» стала VK, а «Яндекс» получил от VK сервис доставки еды Delivery Club, который достался интернет-холдингу в ходе разделения совместного предприятия «О2О Холдинг». В рамках этой сделки «Сбер» получил каршеринг «Ситидрайв» и сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат».
Возможным направлением ближайшего будущего, где «Яндекс» может увеличить свое присутствие, станет покупка сервиса аренды недвижимости ЦИАН, отмечается в отчете J`son and Partners Consulting: «В случае слияния общая структура (ЦИАН и "Яндекс Недвижимость") будет занимать такую же долю рынка, как "Авито",— около 34%». В конце 2022 года «Яндекс» также объявил о планах разделения активов группы. Часть бизнесов, включая автономные автомобили, облачные технологии и др., продолжит работать в России, но их международные части будут выделены в самостоятельные компании под управлением компании в Нидерландах.
Серьезной трансформации также подверглась экосистема «Сбера». Помимо разделения активов с VK, банк еще в феврале 2022 года анонсировал разделение экосистемы на два отдельных сегмента: для клиентов—юридических лиц (B2B-бизнес) и для клиентов—физических лиц (B2C-бизнес). Они должны были работать «в тесной координации» друг с другом. Но события 24 февраля 2022 года повлияли на планы развития, и экосистема осталась единой, однако на фоне западных санкций «Сбер» вышел из состава ряда компаний, входивших в ее периметр. В частности, в качестве защиты были объявлены выходы из капитала сервисов Okko, «Звука», ЦРТ, «Эвотора» и SberCloud (при этом ряд сервисов сохранился в экосистемных продуктах на партнерских началах).
Владение части сервисов «Сбер» передал менеджменту — в частности, новым собственником Okko стал Сергей Шишкин, возглавлявший сервис с 2021 года. Сервис «Сберзвук» был переименован в «Звук», а «Сбер Еаптека» — в «Еаптека». Кроме того, «Сбер» вместе с холдингом VK приняли решение о закрытии такси-сервиса «Ситимобил», однако актив был приобретен компанией «Транс-Миссия», владеющей сервисами «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф». В начале 2023 года «Сбер» объявил о смене парадигмы развития: развитие экосистемы теперь будет вестись в основном через партнерства. По такому принципу строятся экосистемы открытого типа.
В 2022 году можно было наблюдать перераспределения на рынке экосистем, отмечает коммерческий директор SL Soft (ГК Softline) Георгий Подбуцкий: глобальные компании остановили работу в России (Google, Apple, Microsoft), крупные, лидирующие игроки, столкнувшись с санкционным давлением, отказывались от активов («Яндекс», «Сбер»). Другие игроки смогли перекупить такие активы (пример — сделка по покупке «Дзена» VK) или нарастить маркетинговое присутствие (МТС).
В то же время снизились темпы обогащения экосистем новыми сервисами, что объясняется инфраструктурными сложностями, отмечает господин Подбуцкий: логистические ограничения, уход иностранных вендоров вызывают проблемы с вычислительными мощностями, серверами, системами хранения данных и др. «Процесс их замещения еще идет, ограничения мощностей не позволяют сохранить прежний темп обогащения экосистем новыми сервисами»,— отмечает эксперт.
В 2022 году пошатнулась доходность экосистем, одним из направлений по ее восстановлению стало расширение премиальных сегментов: теперь они более доступны, параметры отсечки смягчились, число пользователей этого сегмента возросло, отмечает Георгий Подбуцкий: «Идет активное соединение финансовых сервисов с экосистемами: в качестве примеров можно привести активности Тинькофф-банка с сервисами по покупке билетов и бронированию отелей, карту Ozon-банка, партнерские системы — "Мегамаркет" "Сбера" и "Яндекс Маркет"». «Внутренняя валюта» экосистем, например баллы, кэшбэк, получает все большее развитие, увеличивается объем предложений по оплате таким способом.
Системная стратегия
Раньше стратегия всех международных цифровых экосистем строилась во многом на поиске и выкупе стартапов, в которые затем вливались инвестиции — так добавлялся новый сервис, отмечает Георгий Подбуцкий: «Но теперь усилия направлены на сохранения финансовой устойчивости — этим объясняются массовые сокращения сотрудников в таких гигантах, как Google и Microsoft, количество сделок по покупке новых продуктов снизилось, упор делается на собственную эффективность и поиск дополнительных источников монетизации за счет пользователей». В России, по мнению эксперта, также происходит укрупнение рынка, монополизация ряда направлений.
В то же время наиболее развитые западные цифровые экосистемы, такие как Amazon, строили бизнес не только на основе собственных разработок, но и активно привлекая партнеров для формирования пула прикладных партнерских решений, отмечает эксперт: «Партнерская модель позволяет экосистеме расти и развиваться гораздо быстрее, чем замкнутой только на одного разработчика системе. Именно задача насыщения экосистем прикладными бизнес-решениями, которые можно достаточно быстро внедрить, сегодня становится одной из самых актуальных».
На стоимости подписок скажется и вынужденная замена IT-инфраструктуры, удорожание ее как таковой и расходы на обслуживание, отмечает Георгий Подбуцкий: «Кроме того, много сервисов, представленных в экосистемах, завязаны на контенте — музыка и подкасты, книги, фильмы и сериалы. Теперь обогащение этих форматов происходит собственными силами, поскольку зарубежный контент сильно ограничен, а конкуренция между российскими сервисами ужесточается. Но производство требует финансовых средств». Не стоит забывать и о классическом подходе, добавляет эксперт: «Рынок всегда дешев на старте, на этапе формирования, чтобы привлечь пользователей, а на этапе зрелости идет удорожание предложений».
В будущем российские экосистемы ждет погружение в «семейственность» — то, что в США принято называть домохозяйствами, считает Георгий Подбуцкий: чтобы все члены семьи были собраны на одной площадке, а покупки и оплаты шли через общий аккаунт. Еще один тренд, отмечает он,— микросегментация: на старте в подписки пользователей загружали все имеющиеся в экосистеме сервисы и услуги, но по мере накопления опыта работы стоит ожидать утилизации опций внутри подписок. «То есть можно предположить, что в скором времени произойдет сегментация, учитывающая разнообразие пользовательского поведения: подписки станут более целевыми — их вариантов станет больше, экосистемы будут стараться дробить их в соответствии с потребностями пользователей»,— объясняет эксперт. Появится и ценовое разнообразие, учитывающее содержимое подписки, считает он. Кроме того, отмечает эксперт, число подписчиков будет расти и за счет людей, которые в недалеком будущем перейдут в категорию серебряного возраста и уже умеют пользоваться мобильными телефонами и приложениями: «То есть digital действительно покроет все возрастные сегменты: от детской до зрелой аудитории».
Полный материал доступен по ссылке
по любому вопросу