Корпоративно-экосистемный подход

  • avatar

    Тагир Яппаров

    Тагир Яппаров

    член совета директоров Softline, директор SL Soft

  • avatar
  • Источник Коммерсантъ

    Генеральный директор Тагир Яппаров и коммерческий директор Георгий Подбуцкий о последствиях ухода с российского рынка зарубежных вендоров, поставляющих бизнес-приложения.

    В России растет спрос на комплексные цифровые решения для бизнеса

    На фоне ухода в 2022 году ряда зарубежных вендоров IT-сервисов и облачной инфраструктуры среди корпоративных заказчиков вырос спрос на отечественные комплексные решения для цифровизации бизнеса. Тенденция начала усиливаться в 2023 году: экосистемы, ориентированные на развитие сервисов для корпоративного сектора, начали активнее импортозамещать оборудование и ПО, продукты по хранению, обработке данных в облаке, управлению предприятиями, видео-конференц-связи, а также усиливать направление телекоммуникационных услуг. Эксперты уверены, что в ближайшие годы выручка цифровых экосистем от корпоративного бизнес-сегмента кратно увеличится.

    По итогам 2022 года эксперты J`son and Partners Consulting впервые провели анализ состава и направленности сервисов для бизнеса в экосистемах России. На основе его данных аналитики выделили следующие ключевые тренды развития B2B-экосистем: онлайн-коммуникации, голосовые помощники, контакт-центры, чат-боты, облачные платформы, использование искусственного интеллекта (ИИ), кибербезопасность, рекламные услуги, усиление направления финансовых услуг в экосистемах IT-компаний, юридические, бухгалтерские и сервисы по работе с персоналом.

    При этом мейнстримом 2022 года для B2B-экосистем является предоставление клиентам комплексного решения: интернет и связь, IT-инфраструктура, офисное ПО, облачные услуги, мессенджеры и чат-боты, а также кибербезопасность. Такие услуги, как работа с персоналом, бухгалтерия и юридическое сопровождение чаще всего вынесены на аутсорсинг, отмечают в J`son and Partners Consulting. Одним из преимуществ для цифровых экосистем, присутствующих в корпоративном сегменте, становится возможность предоставления полного банковского обслуживания. Соответственно, IT-компании будут наращивать это направление в собственных предложениях, полагают аналитики.


    Замещение с опережением

    Компании одномоментно в прошлом году лишились ряда необходимых бизнес-приложений, которые традиционно поставляли зарубежные вендоры, отмечает коммерческий директор SL Soft (ГК Softline) Георгий Подбуцкий: «На российском же рынке крайне мало игроков, способных представить целую линейку продуктов для работы бэкофиса. Поэтому наблюдаем укрупнение игроков или формирование партнерств. Конкуренция будет усиливаться, поскольку из-за внешнеполитических событий рынок встряхнуло и сейчас он в процессе переформатирования, а российские компании занимают ниши, оставленные западными экосистемами».

    Если говорить о B2B-сегменте, перед российскими цифровыми экосистемами встала задача быстро предложить заказчикам альтернативу западным сервисам, и с этой задачей в целом удалось достаточно успешно справиться, особенно в части базовых инфраструктурных сервисов, отмечает Георгий Подбуцкий: облачная инфраструктура, платформы ВКС, облачные рабочие места, рекламная аналитика, сервисы для управления человеческим капиталом и пр. Такие решения, в частности, предоставляют МТС, «Яндекс», VK и др.

    В первую очередь компании замещают онлайн-сервисы, которые уже не работают, такие как Miro или Slack, облака Oracle и SAS, отмечает основатель и CEO платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Андрей Врацкий: «В этой категории продуктов срок замещения составляет дни и недели». Во вторую очередь компании думают над заменой оставшихся западных SaaS (модель облачных вычислений, при которой подписчикам предоставляется готовое прикладное программное обеспечение из облака как услуга), которые пока работают, но скоро перестанут, отмечает эксперт: «Один из примеров — Microsoft Teams. Продукты из этой категории замещают во вторую очередь, но тоже очень быстро. Срок замещения — месяцы». И уже в последнюю очередь, добавляет Андрей Врацкий, замещают то, что осталось и не перестанет работать: «Это, например, on-premise SAP, это версии Microsoft Office. Эти продукты будут менять в последнюю очередь. Срок замещения составит годы».

    Для подавляющего большинства компаний зарубежные экосистемы оказались фактически недоступными прежде всего из-за невозможности оплаты услуг в валюте и через зарубежные счета, уточняет гендиректор SL Soft (ГК Softline) Тагир Яппаров: «Кроме того, многие из таких экосистем закрыли свои представительства в России. То есть ситуация с использованием зарубежных экосистемных сервисов, пожалуй, оказалась даже более острой, чем с иностранными корпоративными программными продуктами — их можно использовать какое-то время, пока действует купленная лицензия. А аренду сервисов пришлось прекратить очень быстро».

    Поэтому, говорит Тагир Яппаров, сейчас происходит активизация B2B-направления: «Российским вендорам необходимо оперативно предложить заказчикам альтернативу. На этот спрос рынок отвечает укрупнением игроков, способных реализовать такие масштабные проекты в короткие сроки, и партнерствами — чтобы предложить комплекс импортонезависимых решений».

    Эксперты отмечают, что наиболее эффективно российским экосистемам удалось закрепиться в сегменте облачных сервисов, платформ ВКС, облачных рабочих мест и рекламной аналитики. «Развиваются и сервисы на основе ИИ. Но наиболее актуальной сейчас становится задача насыщения экосистем прикладными бизнес-решениями, которые можно достаточно быстро внедрить в бизнес-процессы компаний»,— считает Тагир Яппаров.

    Полный материал доступен по ссылке.

    новости и публикации
    gradient
    На связи с вами — 
    по любому вопросу