Обязательность ЭДО в России при грузоперевозках уже в 2026 году

Во втором чтении Госдумой одобрен законопроект, включающий два глобальных изменения:

  1. Создание в России реестра экспедиторов,

  2. С 1 сентября 2026 года ряд перевозочных документов станет обязательным к оформлению в электронном виде. Помимо регулирования транспортно-экспедиционной деятельности, в законодательной инициативе содержатся также положения об электронном документообороте в грузовых перевозках. 

Таким образом, обязательность перехода на ЭДО распространится на:

  • авианакладные (для авиационных перевозок),

  • железнодорожные накладные,

  • транспортные накладные и заявки при перевозке автотранспортом,

  • все экспедиторские документы.


Схема обмена ЭТрН, применяемая сейчас для автомобильного транспорта:

Для остальных видов грузоперевозок, указанных в законопроекте, ФНС позднее утвердит форматы документов, а Правительство — порядок обмена. При этом сохранятся отдельные исключения, где бумажный документооборот все еще будет допустим. 


Что это значит для бизнеса?

Вероятнее всего, с 1 сентября 2026 года в электронный формат станет стандартом для большинства грузоперевозок. При этом сохранятся отдельные исключения, где бумажный документооборот все еще будет допустим. Поэтому уже сейчас важно подумать о переходе на удобную и надежную систему юридически значимого ЭДО, способную взаимодействовать с разными участниками логистической цепочки.


Как подготовиться?

Если вы работаете с несколькими сервисами операторов ЭДО/ЭПД, то уже столкнулись со сложностями интеграции и сопровождения, затрудненному поиску документов, потерями данных и разрывах в процессах. Расширение списка видов грузоперевозок, где обязателен ЭДО, еще сильнее усугубит эту проблему. Исходя из опыта общения с нашими заказчиками, специалисты SL Soft сформулировали основные сложности для компаний при работе с ЭТрН:

Выходом становится внедрение «Цитрос ЮЗ ЭДО», где уже решены все эти проблемы:

  • отправка и подписание электронных документов происходит через единое окно,  без переключения между интерфейсами операторов;

  • поддержана юридически значимая работа с ЭТрН, счетами-фактурами и МЧД;

  • полная совместимость со всеми операторами ЭПД, можно одновременно вести обмен документами через нескольких операторов ЭДО и/или ЭПД;

  • система быстро адаптируется под новые требования законодательства, не требуя доработок и участия с вашей стороны,

  • можно в режиме онлайн отслеживать передвижение груза и статус ЭТрН.


Как перейти на ЭТрН?

Вариант 1: Самостостоятельный переход на ЭТрН

  1. Заключить договор с оператором ЭПД (из реестра Минтранса)

  2. Настроить интеграцию корпоративных ИС с сервисами операторов ЭПД для загрузки/выгрузки ЭТрН

  3. Настроить интеграцию корпоративных ИС
    с оператором ЭПД для загрузки/выгрузки
    первичных учетных документов

  4. Приобрести сертификаты ЭП для сотрудников

  5. Заключить соглашение об обмене ЭД с контрагентом

После внедрения – регулярно мониторить законодательство в области ЮЗЭДО и API операторов, при изменениях вернуться в п.п.2-3 для самостоятельного анализа и адаптации корпоративных ИС и настройки интеграций.


Вариант 2. Переход с «Цитрос ЮЗ ЭДО»

  1. Заключить договор с оператором ЭПД (из реестра Минтранса)

  2. Установить «Цитрос ЮЗ ЭДО»
    и настроить интеграцию корпоративных ИС

  3. Приобрести сертификаты ЭП для сотрудников

  4. Заключить соглашение об обмене ЭД с контрагентом

После внедрения – забыть про необходимость отслеживания изменений законодательства и API операторов. При необходимости — произвести адаптацию корпоративных ИС с рекомендациями и консультационной поддержкой команды «Цитрос».



Цитрос ЮЗ ЭДО

Система юридически значимого электронного документооборота

image

Подключить «Цитрос ЮЗ ЭДО»

новости и публикации
gradient
На связи с вами — 
по любому вопросу