Обязательность ЭДО в России при грузоперевозках уже в 2026 году
Во втором чтении Госдумой одобрен законопроект, включающий два глобальных изменения:
-
Создание в России реестра экспедиторов,
-
С 1 сентября 2026 года ряд перевозочных документов станет обязательным к оформлению в электронном виде. Помимо регулирования транспортно-экспедиционной деятельности, в законодательной инициативе содержатся также положения об электронном документообороте в грузовых перевозках.
Таким образом, обязательность перехода на ЭДО распространится на:
-
авианакладные (для авиационных перевозок),
-
железнодорожные накладные,
-
транспортные накладные и заявки при перевозке автотранспортом,
-
все экспедиторские документы.
Схема обмена ЭТрН, применяемая сейчас для автомобильного транспорта:
Для остальных видов грузоперевозок, указанных в законопроекте, ФНС позднее утвердит форматы документов, а Правительство — порядок обмена. При этом сохранятся отдельные исключения, где бумажный документооборот все еще будет допустим.
Что это значит для бизнеса?
Вероятнее всего, с 1 сентября 2026 года в электронный формат станет стандартом для большинства грузоперевозок. При этом сохранятся отдельные исключения, где бумажный документооборот все еще будет допустим. Поэтому уже сейчас важно подумать о переходе на удобную и надежную систему юридически значимого ЭДО, способную взаимодействовать с разными участниками логистической цепочки.
Как подготовиться?
Если вы работаете с несколькими сервисами операторов ЭДО/ЭПД, то уже столкнулись со сложностями интеграции и сопровождения, затрудненному поиску документов, потерями данных и разрывах в процессах. Расширение списка видов грузоперевозок, где обязателен ЭДО, еще сильнее усугубит эту проблему. Исходя из опыта общения с нашими заказчиками, специалисты SL Soft сформулировали основные сложности для компаний при работе с ЭТрН:
Выходом становится внедрение «Цитрос ЮЗ ЭДО», где уже решены все эти проблемы:
-
отправка и подписание электронных документов происходит через единое окно, без переключения между интерфейсами операторов;
-
поддержана юридически значимая работа с ЭТрН, счетами-фактурами и МЧД;
-
полная совместимость со всеми операторами ЭПД, можно одновременно вести обмен документами через нескольких операторов ЭДО и/или ЭПД;
-
система быстро адаптируется под новые требования законодательства, не требуя доработок и участия с вашей стороны,
-
можно в режиме онлайн отслеживать передвижение груза и статус ЭТрН.
Как перейти на ЭТрН?
Вариант 1: Самостостоятельный переход на ЭТрН
-
Заключить договор с оператором ЭПД (из реестра Минтранса)
-
Настроить интеграцию корпоративных ИС с сервисами операторов ЭПД для загрузки/выгрузки ЭТрН
-
Настроить интеграцию корпоративных ИС
с оператором ЭПД для загрузки/выгрузки
первичных учетных документов -
Приобрести сертификаты ЭП для сотрудников
-
Заключить соглашение об обмене ЭД с контрагентом
После внедрения – регулярно мониторить законодательство в области ЮЗЭДО и API операторов, при изменениях вернуться в п.п.2-3 для самостоятельного анализа и адаптации корпоративных ИС и настройки интеграций.
Вариант 2. Переход с «Цитрос ЮЗ ЭДО»
-
Заключить договор с оператором ЭПД (из реестра Минтранса)
-
Установить «Цитрос ЮЗ ЭДО»
и настроить интеграцию корпоративных ИС -
Приобрести сертификаты ЭП для сотрудников
-
Заключить соглашение об обмене ЭД с контрагентом
После внедрения – забыть про необходимость отслеживания изменений законодательства и API операторов. При необходимости — произвести адаптацию корпоративных ИС с рекомендациями и консультационной поддержкой команды «Цитрос».
по любому вопросу